ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 35RS0010-01-2024-017427-85 |
Дата поступления | 23.09.2024 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → О признании недействительным ненормативного акта, порождающего права и обязанности в сфере пенсионного обеспечения → решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Качалова Наталья Валентиновна |
Дата рассмотрения | 07.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Зал судебного заседания | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 23.09.2024 | 15:25 | 24.09.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 25.09.2024 | 10:04 | 25.09.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 27.09.2024 | 07:40 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 02.10.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 27.09.2024 | 07:41 | 02.10.2024 | ||||||
Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК) | 27.09.2024 | 07:41 | 02.10.2024 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 21.10.2024 | 09:00 | 29 | Заседание отложено | неявка ОТВЕТЧИКА | 02.10.2024 | |||
Предварительное судебное заседание | 29.10.2024 | 09:30 | 29 | Назначено судебное заседание | 21.10.2024 | ||||
Судебное заседание | 03.12.2024 | 10:00 | 29 | Объявлен перерыв | 29.10.2024 | ||||
Судебное заседание | 17.12.2024 | 14:45 | 29 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | 03.12.2024 | |||
Срок рассмотрения дела продлен председателем суда | 27.12.2024 | 12:45 | 25.12.2024 | ||||||
Судебное заседание | 16.01.2025 | 14:10 | 29 | Объявлен перерыв | 17.12.2024 | ||||
Судебное заседание | 30.01.2025 | 13:45 | 29 | Объявлен перерыв | 16.01.2025 | ||||
Судебное заседание | 07.02.2025 | 09:00 | 29 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 04.02.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 21.02.2025 | 16:21 | 25.02.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 03.03.2025 | 14:21 | 03.03.2025 | ||||||
Дело оформлено | 03.03.2025 | 14:22 | 03.03.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Бабкина Анна Викторовна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника №2" | 3525145322 | 352501001 | 1053500000267 | |||||
ИСТЕЦ | Бунина Елена Сергеевна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области | 3525009217 | 352501001 | 1023500873593 | |||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | УМВД России по г. Вологде |
Дело № 2-598/2025
УИД 35RS0010-01-2024-017427-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 07 февраля 2025 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Качаловой Н.В.,
при секретаре Бобошиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Буниной Е. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области об оспаривании решения, возложении обязанности,
установил:
Бунина Е.С. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (далее-пенсионный орган, ОСФР по Вологодской области), мотивируя тем, что решением ответчика № от 11.07.2024 ей отказано в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013, в связи с отсутствием требуемого специального стажа в лечебной деятельности. В специальный стаж истца не были включены периоды работы, в том числе: с 01.10.1993 по 31.08.1998, с 17.09.2000 по 05.01.2004 в качестве фельдшера <данные изъяты>; с 06.03.2006 по 28.11.2006, с 27.12.2006 по 31.12.2007 в качестве помощника врача общей практики в <данные изъяты>; с 29.11.2006 по 26.12.2006 – усовершенствование; с 18.04.2012 по 09.05.2012 – учеба. Кроме того истец, ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагает, что период ее работы в <данные изъяты> с 01.01.2020 по 30.09.2020 должен учитываться пенсионным органом как день за два, поскольку в данный период истец оказывала медико-санитарную помощь пациентам с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции в амбулаторных условиях (в том числе на дому).
Оспаривая правомерность принятого решения, истец Бунина Е.С. просит суд, признать незаконными и не порождающими правовых последствий ОСФР по Вологодской области от 11.07.2024 № в части не включения в специальный стаж периодов работы в качестве фельдшера <данные изъяты> с 01.10.1993 по 31.08.1998, с 17.09.2000 по 05.01.2004; в качестве фельдшера <данные изъяты> с 06.03.2006 по 28.11.2006, с 27.12.2006 по 31.12.2007; с 29.11.2006 по 26.12.2006 – усовершенствование; с 18.04.2012 по 09.05.2012 – учеба; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении как 1 день работы за 2 дня; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В порядке подготовки дела к слушанию к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена <данные изъяты>
Протокольным определением суда от 21.10.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Бунина Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по Вологодской области по доверенности Бабкина А.В. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении страховой пенсии, и соответствующем отзыве на иск, просила отказать в их удовлетворении.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора <данные изъяты>, <данные изъяты> своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Вологодской области № от 11.07.2024 Буниной Е.С. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ по причине отсутствия требуемого специального стажа не менее 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста.
Специальный стаж лечебной и ной деятельности по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения на дату обращения (29.03.2024) составляет 21 год 03 месяца 14 дней (специальный стаж учтен по 31.12.2023).
Дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования 24.12.1999 г.
При этом в специальный стаж Буниной Е.С., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ответчиком засчитаны периоды работы истца в календарном исчислении:
- со 02.04.1990 по 23.09.1990 в качестве фельдшера <данные изъяты>;
- с 24.09.1990 по 25.11.1990, с 01.12.1990 по 05.05.1991 в качестве и.о. заведующей <данные изъяты>;
- с 06.05.1991 по 11.11.1991 в качестве фельдшера <данные изъяты>;
- с 01.02.1992 по 30.09.1993 в качестве фельдшера <данные изъяты>;
- с 06.01.2004 по 22.04.2004 в качестве процедурной медицинской сестры <данные изъяты>;
- с 23.04.2004 по 12.01.2005 в качестве фельдшера в <данные изъяты>»;
- с 13.01.2005 по 05.03.2006, с 01.01.2008 по 17.04.2012, с 30.05.2012 по 28.05.2017, с 03.06.2017 по 18.06.2017, с 24.06.2017 по 31.12.2023 в качестве фельдшера медицинской сестры в <данные изъяты> в дальнейшем <данные изъяты>.
Периоды работы засчитаны в специальный стаж в календарном исчислении.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
В выписке из индивидуального лицевого счета вышеуказанные периоды работы отражены общими условиями труда, без указания кода льготной должности.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ устанавливает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Закона от 28 декабря 2013 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29 октября 2002 г. N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29 октября 2002 г. N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Правила от 22 сентября 1999 г. N 1066), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (Список от 6 сентября 1991 г. N 464).
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической и лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 порядка предусмотрено, что в случае, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, характер работы до регистрации работника в системе пенсионного страхования подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке в виде справок, уточняющих льготный характер работы, а после регистрации в системе пенсионного страхования - на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При отсутствии сведений о льготном характере в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец вправе представить иные письменные доказательства в порядке статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, истцом оспаривалась законность решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж периодов работы в качестве фельдшера <данные изъяты> с 01.10.1993 по 31.08.1998, с 17.09.2000 по 05.01.2004.
Как следует из трудовой книжки истца № Бунина Е.С., 01.02.1992 принята на должность фельдшера <данные изъяты> (запись №), 05.01.2004 уволена в связи с переводом в <данные изъяты> (запись №).
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, период работы Буниной Е.С. с 01.02.1992 по 31.12.1998, с 17.09.2000 по 05.01.2004 в УВД г. Вологды засчитан в стаж работы истца без кода «особые условия»
Период работы Буниной Е.С. в <данные изъяты> в должности фельдшера также подтверждены представленными в материалы дела документами, в том числе: архивной справкой <данные изъяты> №; выпиской из приказа Начальника <данные изъяты> №№ от 26.8.1998; выпиской из приказа Начальника <данные изъяты> от 10.11.1998 №; выпиской из приказа Начальника <данные изъяты> от 03.02.1992 № л/с; архивной справкой <данные изъяты> от 06.03.2023 №; архивной справкой <данные изъяты> от 22.04.2024 №.
В специальный стаж не засчитаны следующие периоды работы с 01.10.1993 по 21.12.1998 (в том числе с 01.09.1998 но 21.12.1998 отпуск по беременности и родам), с 17.09.2000 по 05.01.2004 в качестве фельдшера <данные изъяты>
В соответствии с пунктом 2.10 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 № 1-63-И по применению Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работников просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее — Постановление № 1397) работа по специальности в медицинских вытрезвителях рассматриваем как работа в здравпункте. Постановление № 1397 применяется к периодам работы до 01.10.1993.
В связи с этим, период работы истца в <данные изъяты> до указанной даты включен пенсионным органом в специальный стаж истца абсолютно обоснованно.
За периоды работы с 01.10.1993 до 01.11.1999 пенсионное обеспечение медицинским работникам определяется в соответствии со Списком профессий и должностей работников лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утверждении постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.
Список лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений определяется Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22.07.1982 №715, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1995 № Номенклатурой учреждений здравоохранения Министерства внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от 19.03.1999 №.
<данные изъяты> не является лечебно-профилактическим и санитарно- эпидемиологическим учреждением и не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения от 03.11.1995 №. <данные изъяты> не предусмотрено как лечебно-профилактическое учреждение Номенклатурой учреждений здравоохранения Министерства внутренних дел РФ от 19.03.1999 №.
Данной номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала наименование должности «Фельдшер <данные изъяты>» не предусмотрено.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" и пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2000 г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" установлено, что медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности.
Согласно пункту 1 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайорганах внутренних дел, утвержденного приказом Министерства внутренних дел СССР от 30 мая 1985 г. N 106, медицинский вытрезвитель является специализированным учреждением милиции общественной безопасности, выполняющим функции пресечения нарушения антиалкогольного законодательства, в частности появления на улицах и других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказания лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинской помощи.
За период с 01.11.1999 по 11.11.2002 пенсионное обеспечение медицинским работникам осуществляется в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066. Также с учетом номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 №395.
Наименование учреждения «УВД» разделом «Наименование учреждений здравоохранения» Списка от 22.09.1999 № 1066 не предусмотрено. Кроме того, в п.1 Правил медвытрезвители как структурные подразделения государственных и муниципальных учреждений (организаций федеральных органов государственной власти субъектов РФ, войсковых частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности, предусмотрены не были.
Должность «фельдшер медвытрезвителя» разделом «Наименование должностей» Списком от 22.09.1999 № 1066 не предусмотрена.
Список соответствующих должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы..., утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее — Список № 781) применяются за все время работы либо за периоды с 01.01.2002.
Разделом «Наименование учреждений» Списка № 781 наименование учреждения «<данные изъяты>» не предусмотрено, вместе с тем, медвытрезвители как структурные подразделения государственных и муниципальных организаций (воинских частей), поименованные в пункте 6 Правил № 781, предусмотрены не были.
Разделом «Наименование должностей» Списка № 781, должность «фельдшер <данные изъяты>» не предусмотрена.
Также указанное учреждение не приведены в единой номенклатуре государственный и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 №229, единой номенклатуре государственный и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 №627, а также в номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.08.2013 №529н.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирована 24.12.1999 г., но в выписке из ИЛС застрахованного лица код льготной работы, подтверждающий отнесение данных периодов к периодам работы, дающим право на включение спорных периодов в специальный стаж по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, не проставлен.
Таким образом, при последовательном применении пенсионного законодательства для включения в стаж для назначения пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов работы с 01.10.1993 по 21.12.1998 (в том числе с 01.09.1998 по 21.12.1998 отпуск по беременности и родам), с 17.09.2000 по 05.01.2004 в качестве <данные изъяты> правовые основания отсутствуют.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2023 №, Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2021 № и от 25.05.2023 №, Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.03.2023 №,
Далее истцом оспаривается решение пенсионного органа об отказе во включении периода работы в качестве фельдшера/ помощника врача общей практики в <данные изъяты> в дальнейшем <данные изъяты> с 06.03.2006 по 28.11.2006, с 27.12.2006 по 31.12.2007, дающего право на назначении досрочной пенсии по старости.
Решением пенсионного органа отказано во включении указанного периода в связи с отсутствием наименование должности «помощник врача общей практики» в разделе «Наименование должностей» Списка № 781. Спорные периоды отражены работодателем с кодом общих условий труда, без указания льготной должности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
В силу абзаца 5 пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном названными Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Из трудовой книжки истца № Бунина Е.С. 23.04.2004 принята в порядке перевода из <данные изъяты> на должность фельдшера в <данные изъяты> (запись №), 13.01.2005 <данные изъяты> реорганизована путем выделения из состава <данные изъяты> (запись №), 06.12.2006 подтверждена первая квалификационная категория по специальности "Лечебное дело» (запись №, запись № аннулирована), 01.01.2008 отделение общей врачебной практики переименовано в отделение врачей общей практики (запись № 08.12.2011 на основании постановления Администрации города Вологды от 07.11.2011 № <данные изъяты> с 08.12.2011 переименовано в <данные изъяты> (запись 15), 29.09.2012 переведена на должность медицинской сестры врача общей практики в этом же подразделении (запись №), 23.10.2012 на основании приказа департамента здравоохранения Вологодской области от 10.10.2012 № <данные изъяты> с 23.10.2012 переименовано в <данные изъяты> (запись 17), 2.11.2015 переведена на должность фельдшера в отделении врачей общей практики (запись №), продолжает работать по настоящее время.
Юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении настоящего спора являются установление факта работы Буниной Е.С. должностях, относящихся к должностям среднего медицинского персонала в лечебно - профилактических или санитарно - эпидемиологических учреждениях.
В своем отказе ОСФР по Вологодской области указывает на отсутствие наименовании должности с Списке № 781 «помощника врача общей практики».
Так согласно, представленным документам, в том числе сведениям из <данные изъяты> сведений о переводе Буниной Е.С. с должности фельдшера на должность помощника врача общей практики в период с 06.03.2006 по 28.11.2006, с 27.12.2006 по 31.12.2007 в учреждении не содержится, представить документов, подтверждающих не представляется возможным.
В трудовой книжке истца таких сведений также нет.
Свою правовую позицию ответчик основывает на Списке, в котором в отношении истца указано на то, что она занимала должность помощника врача общей практики.
Проанализировав представленные суду все остальные документы (в которых отсутствует указание на работу истца в данной должности), суд исследовав приведенный Список, полагает, что была допущена техническая ошибка. Так порядковый номер строки, в которой указано на данные истца, не пронумерован, указано на ее работу в должности фельдшера на 1 ставку; ниже, в следующей строке (порядковый номер которой также отсутствует) указано на должность помощника врача общей практики и работа также на 1 ставку; а также имеется ссылка на приказ о переводе от 06.03.2006 №.
Работодатель отрицает факт вынесения данного приказа в отношении истца.
Таким образом, в этой части исковые требования также следует признать обоснованными.
На основании установленных обстоятельств, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд полагает отказ пенсионного органа в части не включения периодов работы Буниной Е.С. в <данные изъяты> с 06.3.2006 по 28.11.2006, с 27.12.2006 по 31.12.2007 незаконным, и полагает необходимым включить спорные периоды в специальный стаж истца, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обучение на курсах повышения квалификации осуществляется не по личной инициативе работников организации, а по распоряжению руководителя организации, направляющей работников для повышения квалификации в связи с производственной необходимостью. Таким образом, прохождение курсов повышения квалификации по приказу руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца.
Кроме того, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Согласно представленным в материалы дела документам <данные изъяты> Бунина Е.С. проходила обучение с сохранением среднего заработка: с 29.11.2006 по 26.12.2006 (приказ от 27.11.2006 № л/с); с 18.04.2012 по 29.05.2012 (приказ от 16.04.2012 №).
Данные сведения относительно периодов прохождения Буниной Е.С. курсов повышения квалификации (циклов усовершенствования) также подтверждаются имеющимися в материалы дела копиями свидетельств о повышении квалификации, удостоверением о подтверждении квалификации.
На основании вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что ответчиком необоснованно исключены из стажа истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации, циклов усовершенствования, поскольку в указанные периоды за ней сохранялась должность, средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в пенсионный орган. Кроме того, прохождение истцом курсов повышения квалификации было связано с трудовыми отношениями и направлено на повышение квалификации медицинских работников, каковым и являлся истец. (Данная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., вопрос N 30).
В связи с чем, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и усовершенствования подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Кроме того, в рамках рассмотрения настоящего спора судом установлено, что, период осуществления Буниной Е.С. трудовой деятельности по оказанию медико-санитарной помощи пациентам с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции в амбулаторных условиях (в том числе на дому) с 01.01.2020 по 30.09.2020 не включен в специальный стаж истца с учетом льготного исчисления «1 день работы как 2 дня»
Согласно представленным в материалы дела документов, в том числе справке от 11.04.2024 №, выданной <данные изъяты> Бунина Е.С. оказывала медико-санитарную помощь пациентам с установленным диагнозом новой короновирусной инфекцией в амбулаторных условиях (в том числе на дому), а также по оказанию первичной медико-санитарной помощи больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, осуществлению отбора биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие короновирусной инфекции в период с 01.01.2020 по 30.09.2020.
Из ответа <данные изъяты> от 05.02.2024 № следует, что справка от 11.04.2024 № была предоставлена Буниной Е.С. на основании ее работы в период с 01.01.2020 по 30.09.2020 с пациентами у которых установлен диагноз новая короновирусная инфекция в амбулаторных условиях ( в т.ч. на дому), а также оказание первичной медико-санитарной помощи больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, осуществление отбора биоматериала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой короновирусной инфекции, табеля учета рабочего времени с кодом льготы в период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в учреждении не оформлялись.
Кроме того, данные сведения подтверждаются представленными в материалы дела копиями медицинских карт амбулаторных больных, за спорный период, списками пациентов за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 с диагнозом ОРВИ и COVID.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1191 "О порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях", медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19", установлено, что периоды работы медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, засчитываются в стаж соответствующей работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в следующем порядке: день работы медицинских работников по оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях - как 2 дня; день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 - как 2 дня; день работы медицинских работников по оказанию первичной медико-санитарной помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 в амбулаторных условиях (в том числе на дому), а также по оказанию первичной медико-санитарной помощи больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, осуществлению отбора биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, транспортировке пациентов в поликлинические отделения, оборудованные под КТ-центры, и иные медицинские организации для проведения инструментального исследования на наличие внебольничной пневмонии - как 2 дня.
Постановление N 1191 устанавливает особый порядок исчисления периодов соответствующей медицинской работы, имевшей место с 1 января по 30 сентября 2020 года, в отношении работников, занятых в медицинских организациях и их структурных подразделениях оказанием медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на COVID-19, при досрочном назначении страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ на основании Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. Пунктом 2 Постановления определено, что при исчислении периодов соответствующей работы, дающей право на досрочную пенсию по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, с применением порядка, предусмотренного пунктом 1 данного Постановления, не применяется льготный порядок исчисления периодов работы, предусмотренной пунктом 5 Правил N 781. Данное положение закрепляет для соответствующих категорий медицинских работников применение более льготных условий досрочного пенсионного обеспечения.
Согласно статье 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До внесения соответствующих изменений в документы индивидуального (персонифицированного) учета в части введения дополнительных показателей для работы медицинских работников из числа лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, занятых оказанием медицинской помощи пациентам с COVID-19 и подозрением на COVID-19, при досрочном назначении страховой пенсии по старости в 2020 году периоды работы, дающей право на порядок исчисления, установленный Постановлением N 1191, могут подтверждаться документами работодателя, выдаваемыми в установленном порядке на основании первичных учетных документов за соответствующий период времени с учетом положений отраслевых нормативных актов.
С учетом изложенного, период с 01.01.2020 по 30.09.2020 осуществления Буниной Е.С. трудовой деятельности в <данные изъяты> по оказанию медико-санитарной помощи пациентам с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции в амбулаторных условиях (в том числе на дому) подлежит включению в специальный стаж истца как день за два.
Учитывая, что при суммарном включении спорных периодов работы в специальных стаж истца, его будет не достаточным для назначения страховой пенсии по стрости, суд отказывает в удовлетворении требования о возложении обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
Исковые требования Буниной Е.С. подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФЗ «О страховых пенсиях», суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и не порождающим правовых последствий решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области от 11.07.2024 № в части отказа во включении Буниной Е. С. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов ее работы с 06.03.2006 по 28.11.2006, с 27.12.2006 по 31.12.2007 в должности фельдшера <данные изъяты> с 29.11.2006 по 26.12.2006, с 18.04.2012 по 29.05.2016 периоды усовершенствования (повышения квалификации (учеба), а также в части включения периода работы с 01.01.2020 по 30.09.2020 в календарном исчислении.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области включить в специальный стаж Буниной Е. С. (СНИЛС №) по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности фельдшера в <данные изъяты>
С 06.03.2006 по 28.11.2006, с 27.12.2006 по 31.12.2007, период усовершенствования, обучения с 29.11.2006 по 26.12.2006, с 18.04.2012 по 29.05.2012 в календарном исчислении;
с 01.01.2020 по 30.09.2020 в льготном исчислении как 1 день работы за 2 дня.
В остальном в удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2025.