ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 35RS0010-01-2024-020207-87 |
Дата поступления | 14.11.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействий) должн. лиц администрации следственных изоляторов и исправительных учреждений: → Жалобы, НЕ СВЯЗАННЫЕ с ненадлежащими условиями содержания лиц, находящихся под стражей, и лиц, осужденных к лишению свободы |
Судья | Губина Елена Леонидовна |
Дата рассмотрения | 07.02.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Зал судебного заседания | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения | ||
Регистрация административного искового заявления | 14.11.2024 | 14:26 | 15.11.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 15.11.2024 | 15:37 | 15.11.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 19.11.2024 | 09:57 | Административное исковое заявление принято к производству | 20.11.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 19.11.2024 | 09:57 | 20.11.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 19.11.2024 | 09:57 | 20.11.2024 | ||||||
Судебное заседание | 12.12.2024 | 10:45 | 10 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление в дело соистцов/соответчиков | 20.11.2024 | |||
Судебное заседание | 09.01.2025 | 16:00 | 10 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 12.12.2024 | |||
Судебное заседание | 07.02.2025 | 11:00 | 10 | Объявлен перерыв | 09.01.2025 | ||||
Судебное заседание | 07.02.2025 | 14:10 | 10 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 07.02.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 21.02.2025 | 14:26 | 25.02.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | врач Кудрякова Наталья Александровна | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Зимина Ирина Сергеевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Федеральная служба исполнения наказаний России | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Щербакова Ирина Сергеевна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Юсупов Альберт Зайнетдинович |
Дело № 2а-1075/2025
УИД 35RS0010-01-2024-020207-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 07 февраля 2025 года
Вологодский городской суд Вологодской области
в составе судьи Губиной Е.Л.,
при секретаре Шабариной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юсупова А. З. к ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России, ФСИН России, ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Юсупов А.З. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России, мотивируя тем, что отбывает наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, с 2021 года у него начались проблемы со здоровьем: <данные изъяты>. Несмотря на неоднократные просьбы об этапировании и обследовании в больнице ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России, ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области никаких мер не предпринимали. После многочисленных просьб, 03.05.2024 его этапировали в ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области, где обнаружили заболевания «<данные изъяты>», «<данные изъяты>».
Просил признать бездействие административного ответчика, выразившееся неоказании длительный период времени медицинской помощи, незаконными, взыскать с него компенсацию морального вреда в размере 600 000 рублей.
Протокольным определением суда от 09.01.2025 к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области, в качестве заинтересованного лица врач ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области Кудрякова Н. А..
В судебном заседании административный истец Юсупов А.З., принимавший участие в судебном заседании путем ВКС, административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России, ФСИН России по доверенности Щербакова И.С. с административными исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель административного ответчика ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Зимина И.С. с административными исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, просила отказать в их удовлетворении.
Заинтересованное лицо врач ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России, ФСИН России по Вологодской области Кудрякова Н.А. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу части 5 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2, 13, 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47) разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на личную безопасность и охрану здоровья, материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1) предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Из содержания части 6 статьи 12 УИК РФ следует, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 УИК РФ).
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 123, 124 действовавших до 16 июля 2022 года Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка), лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В исправительном учреждении осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
Схожие положения содержались в пунктах 118, 122 ранее действовавших Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации России от 3 ноября 2005 года N 205.
Согласно пунктам 31, 32 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 285 (далее - Порядок организации оказания медицинской помощи), в период содержания осужденного в учреждении уголовно-исполнительной системы осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза. Осужденным при камерном содержании в учреждении уголовно-исполнительной системы, а также несовершеннолетним осужденным лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи) и осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера проводятся два раза в год. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов. Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Ранее действовавший Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденный совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 640, Министерства юстиции Российской Федерации N 190 от 17 октября 2005 года, в пункте 43 предусматривал, что профилактический медицинский осмотр проводится один раз в год; два раза в год проходят профилактические медицинские осмотры осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах и других исправительных учреждениях при камерном содержании, а также несовершеннолетние осужденные, в том числе отбывающие наказание в воспитательных колониях. График проведения этих осмотров утверждается начальником исправительного учреждения. В соответствии с графиком начальник медицинской части организует осмотр осужденных силами врачей медицинской части с привлечением необходимых врачей-специалистов лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. В осмотре обязательно принимают участие терапевт, психиатр, стоматолог (зубной врач), педиатр (в воспитательных колониях и домах ребенка).
ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России является учреждением здравоохранения, входящим в уголовно-исполнительную систему, уставной деятельностью которого является оказание медицинской помощи спецконтингенту.
ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России действует на основании Устава, утвержденного приказом ФСИН России от 01.04.2015 №, в соответствии с которым филиал «Медицинская часть № 6» (расположен в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области) является обособленным структурным подразделением учреждения, не наделенным статусом юридического лица и действует на основании Положения в интересах ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России.
Сотрудники ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области осуществляют надзор и охрану осужденных, находящихся на лечении в учреждении.
Согласно эпикризу № Юсупов А. З., ДД.ММ.ГГГГ находился на обследовании и лечении в хирургическом отделении филиала Больница ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России с 20.11.2018 по 25.12.2018 с диагнозом: <данные изъяты>
Как следует из медицинской амбулаторной карты Юсупова А.З.:
19.09.2021 осмотр хирурга. Жалобы на нарушения <данные изъяты>. Диагноз: <данные изъяты>
13.10.2021 медицинский осмотр. Состояние удовлетворительное. Жалоб нет.
03.11.2021 медицинский осмотр. Состояние удовлетворительное. Жалоб нет.
03.12.2021 медицинский осмотр. Состояние удовлетворительное. Жалоб нет.
24.04.2023 осмотр терапевта. Жалоб не предъявлял.
21.10.2022 медицинский осмотр. Состояние удовлетворительное. Жалоб не предъявлял.
23.04.2023 осмотр дерматовенеролога. Жалобы на <данные изъяты>.
10.01.2023 Юсупов А.З. обратился с заявлением на имя начальника ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России по поводу симптомов перенесенного в 2006 году <данные изъяты> (<данные изъяты>).
30.01.2023 за исх. № за подписью начальника ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России ФИО1 Юсупову А.З. был дан ответ о том, что он получает лечение в амбулаторных условиях, при наличии показаний истцу будет обеспечено стационарное обследование и лечение, разъяснено право на обжалование.
Согласно выписке из истории болезни № Юсупов А. З., ДД.ММ.ГГГГ г.р. находился на обследовании и лечении в терапевтическом отделении филиала Больница ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России с 03.05.2024 по 23.05.2024 с диагнозом: <данные изъяты>.
Согласно выписному эпикризу № Юсупов А.З., ДД.ММ.ГГГГ г.р. находился в Филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России с 23.05.24 по 29.08.24 с диагнозом: <данные изъяты>.
Из изложенного следует, что за весь период нахождения в исправительном учреждении Юсупову А.З. оказывалась необходимая медицинская помощь, нарушений порядка оказания медицинской помощи Юсупову А.З. в период его нахождения в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области со стороны административных ответчиков не установлено. Административный истец получал своевременное и необходимое обследование и лечение в связи с выявлением у него ряда заболеваний, на фоне получаемого лечения отмечалось либо полное выздоровление либо улучшение состояния его здоровья. Причинно-следственная связь между действиями (бездействием) административных ответчиков и ухудшением состояния здоровья Юсупова А.З. отсутствует.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 23, 25, 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" гражданский иск о компенсации морального вреда, предъявленный в административном деле, разрешается судом на основании положений гражданского законодательства (статья 180 КАС РФ). Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Медицинские организации несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи и обязаны компенсировать моральный вред, причиненный при некачественном оказании медицинской помощи (статья 19 и части 2, 3 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
В данном случае, фактов оказания Юсупову А.З. некачественной медицинской помощи (либо неоказания медицинской помощи) при лечении диагностированных у него заболеваний в период отбывания им уголовного наказания в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области при рассмотрении административного дела не установлено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Юсупову А. З. в удовлетворении административных исковых требований к ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России, ФКЛПУ МБ-10 УФСИН России по Вологодской области. ФСИН России отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом.
Судья Е.Л. Губина
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2025.